ГлавнаяarrowБлогarrow
Выпуск коммерческих облигаций: опыт IT-компании i-Free
Выпуск коммерческих облигаций:...

Выпуск коммерческих облигаций: опыт IT-компании i-Free

Почему успешный конгломерат i-Free, который сам давно покупает стартапы, решил выпустить коммерческие облигации? Это относительно новый канал привлечения инвестиций, но i-Free регулярно экспериментирует с разными способами финансирования.
05 марта 2019
social iconsocial iconsocial iconsocial icon

Директор управляющей компании группы Дина Попова согласилась поподробнее рассказать, как строится работа с этим инструментом.

Об i-Free слышали все, кто ориентируется в бизнес-ландшафте российского IT. Она работает в нише мобильного маркетинга, сервисов и контента 20 лет, еще с тех времён, когда все начали говорить, что за "мобайлом" будущее, и по сегодняшний день, когда это будущее наконец пришло.

  • Основана в 2001 году как провайдер дополнительных услуг для абонентов сотовой связи.
  • Сейчас — группа компаний в составе 10 организаций и стартапов, более 500 сотрудников в России и СНГ, Англии и Китае.
  • Основные сферы деятельности: мобильные технологии и коммуникации, медиа и контент, мобильные и видео-игры финтех и искусственный интеллект.
  • С 2010 года активно инвестирует в IT-компании .

При этом i-Free регулярно задействует разные инструменты привлечения инвестиций. Сейчас компания принимает заявки на коммерческие облигации через площадку "АтомИнвест". Коммерческие облигации — это относительно новый инвестиционный инструмент на нашем рынке (для российских инвесторов стали доступны после принятия федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ).

Расскажите о вашей компании, вы далеко не стартап и вкладываете деньги, очевидно, не в MVP. Это одна из причин привлечения заемного капитала, а не долевого инвестора?

Мы расшифровываем аббревиатуру MVP не так, как это принято у большинства компаний на рынке. Для нас это Most Valuable Player, или "Самый Ценный Игрок". Игровые студии у нас сейчас главные точки роста бизнеса. Аудитория игр компании достигла 50 млн пользователей по всему миру, среди продуктов — такие игры, как Warhammer 40 000 Space wolf, Space arena build&fight, Warspear online и другие.

Инвестиции, которые мы сейчас привлекаем, будут использоваться для масштабирования бизнеса мобильных игр через привлечение пользователей путем закупки рекламы. Поэтому мы определенно можем сказать, что вкладываем все наши скилы и финансовые ресурсы в MVP — в наших ценных игроков, в наших пользователей, в поклонников наших игр и разработок наших игровых студий.

undefined

Какой у вас был опыт привлечения инвестиций из разных источников до коммерческих облигаций?

Мы уже более 10 лет используем заемные ресурсы как для краткосрочного финансирования, так и для инвестиционных целей. Преимущественно это работа с банками и институциональными инвесторами. Мы всегда без труда находили соинвесторов на наши проекты и считаем это показателем их высокого качества. Уровень финансового левериджа по нашим проектам позволяет работать как с консервативными, так и с венчурными инвесторами. Это просто вопрос выбора той иной формы финансирования для разных проектов.

i-Free работает на динамичном IT-рынке, сразу в нескольких его нишах, каждая со своей финансовой спецификой. Но общая черта – это существенные кассовые разрывы. Их вызывают длительные отсрочки выплаты выручки от операторов сотовой связи в сочетании с короткими периодами наших выплат ключевым торговым партнерам. Необходимость покрытия кассовых разрывов влияет на выбор финансовых инструментов.

За время работы компании мы использовали краткосрочные и долгосрочные банковские кредиты, факторинг, лизинг, привлекали займы и товарные кредиты. Решение о выпуске облигаций – эволюционное решение в рамках кредитной политики компании.

Планируете ли выпуск биржевых облигации? Рассматриваете ли вариант когда-то выйти на IPO?

Сейчас мы собираем подписки на коммерческие облигации. Привлеченных средств будет достаточно, чтобы удовлетворить текущие и среднесрочные потребности по внешнему финансированию игровых студий.

А вопросы облигаций биржевого листинга или IPO каких-либо проектов скорее относятся к стратегическим планам развития. Мы всё это будем рассматривать и принимать конкретные решения исходя из потребностей и возможностей компании, а также сравнительной стоимости привлечения различных форм финансирования.

Что представляет собой компания на момент выпуска облигаций? Сколько времени и усилий нужно потратить на выпуск? Какие средние комиссии у партнеров на рынке?

Инвестиции привлекает ООО "БИФРИ", компания, осуществляющая управление и финансирование других компаний группы.К коммерческим облигациям мы обратились с расчётом на дифференциацию источников финансирования и оптимизацию финансовой нагрузки. Оценив первый опыт размещения, решим, как использовать этот инструмент в дальнейшей работе с инвесторами.

Как у вас строится работа с облигациями?

Эмиссией занимается наша финансовая служба при поддержке инвестиционной компании, которая консультировала наших специалистов. Подготовка необходимых документов, финансовых данных, бизнес-модели по финансированию и регистрацию эмиссионных документов заняла около двух месяцев.

Мы начали эти процессы в начале декабря, и уже в феврале осуществили первый выпуск облигаций компании. Сейчас облигации первого выпуска доступны для приобретения инвесторами, по ним уже начисляется купонный доход.

Все полученные средства направляются на развитие маржинальных бизнес-направлений, что позволяет гарантировать выплату купонного дохода по облигациям на уровне 20% годовых при сроке размещения 2 года.

Как именно выглядит алгоритм выпуска облигаций?

Можно выделить несколько основных этапов эмиссии:

  • Предоставление информации Организатору эмиссии, комплаенс, определение предварительных параметров выхода на рынок;
  • Сбор информации для открытия эмиссионных счетов на бирже (в случае биржевых облигаций), или в НРД (центральный депозитарий) в случае коммерческих облигаций;
  • Подготовка эмиссионной документации. Это может быть отдельный выпуск или выпуск в рамках Программы облигаций. Во втором случае сначала регистрируется программа, а потом условия отдельного выпуска;
  • Подготовка маркетинговых материалов к выпуску, премаркетинг;
  • Определение ставки;
  • Размещение облигаций.

Как определяли срок и процентную ставку?

Срок размещения определяется местом инвестируемых проектов в общей финансовой модели компании. Два года – оптимальный для нас период по соотношению финансовых потребностей бизнеса и транзакционных расходов на привлечение финансирования в форме облигационного займа.

Процентная ставка по займу определена исходя из рентабельности финансируемых проектов и с учетом текущих ставок по аналогичным и сопоставимым формам финансирования на рынке. Диапазон (коридор) ставок определяется Организатором совместно с Эмитентом на основании предварительного анализа и позиционирования выпуска и премаркетинга. Окончательная ставка - по итогам сбора заявок инвесторов.

Это достаточно новый инструмент привлечения заемного капитала, можете ли вы рекомендовать его другим компаниям и на какие нюансы, по вашему мнению, стоит обратить внимание?

Для нас это новый инструмент, но на рынке он существует уже не первый год, многие компании, выпускавшие коммерческие облигации ранее, уже погасили свои первые выпуски. Некоторые из них проводят новые эмиссии.

Нашим коллегам можно посоветовать очень консервативно оценивать собственные финансовые возможности при построении бизнес-моделей. Критерии выбора той иной формы финансирования должны быть максимально строгие, чтобы гарантированно обеспечить возврат привлеченных средств и выплату процентных доходов. Именно такой подход позволит компании быть надежным заемщиком и пользоваться различными формами привлечения заемного капитала для развития собственных проектов.

undefined

05 марта 2019
social iconsocial iconsocial iconsocial icon
ООО «АтомИнвест», AtomInvest LLC © 2017-2018 ОГРН 5177746064942, ИНН 7720398363, КПП 772001001
Личный кабинет

Все материалы, представленные на данном Сайте, носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже долей компаний в любом виде и не должны рассматриваться как рекомендации к подобного рода действиям. Компания не предоставляет Пользователю советов и/или рекомендаций по заключению сделок, и во всех случаях Пользователь по своему единоличному усмотрению, на свой страх и риск, принимает решение о заключении сделок.